Наука и здоровье 

  Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится ещё и условием материальной и социальной успешности. Недаром одним из критериев качества образования являются здоровье и здоровый образ жизни учащихся.

         Гимназия по своим функциям не является лечебным учреждением, однако её значение для формирования навыков здорового образа жизни и знаний о здоровье велико. В числе важнейших направлений этой деятельности находится разработка образовательного поля валеологического развития учащихся. Необходимо отметить, что наряду с другими предметами естественно-научного цикла физика обладает большими возможностями в формировании валеологического поля.

Начать разговор о связи науки и здоровья мы предлагаем с ФИЗИКИ.

         Сегодня это валеологическое обеспечение образовательного процесса на уроке  и  внеклассная работа по предмету: выпуск тематических газет и бюллетеней, проведение серий внеклассных мероприятий, организация исследовательской деятельности учащихся и размещение викторин и материалов на сайте гимназии.

 Конкурсы и викторины

Пчелиный яд — средство защиты пчелы, к которому она прибегает в случае опасности. Яд — это бесцветная прозрачная жидкость с ароматным запахом, горьким и жгучим вкусом. Количество яда в организме пчелы составляет 0,1 — 0,3 миллиграмма. Пчелиный яд обладает высокой биологической активностью. У некоторых людей уже после 2—3 пчелиных укусов может развиться недомогание и сильная аллергическая реакция. А 500— 600 укусов могут повлечь за собой смерть здорового человека. Тем не менее, пчелиный яд оказывает хорошее действие при лечении ревматизма, язв, бронхиальной астмы, заболеваниях глаз.

Задача №1. Объясните с точки зрения физики термин высокая биологическая активность.

В качестве тонизирующих культур обычно употребляются чай, кофе и какао. Все они возделываются в тропиках (чай также и в субтропиках) и имеют довольно ограниченные ареалы. Родина чая — Китай, и в Европе он стал известен только в XVII веке, но быстро приобрел огромную популярность, особенно после того, как его стали доставлять сюда на быстроходных трехмачтовых парусниках — чайных клиперах. Родина кофе — Африка, но в наши дни 2/3 его сбора дают страны Латинской Америки. Культура какао, напротив, родилась в Америке, но теперь основные ее производители находятся на Гвинейском побережье Африки.

Задача №2. Чем объяснить быстрое распространение аромата этих напитков?

Невозможно представить свою жизнь и быт без ароматических запахов. Для того чтобы получить всего один килограмм розового масла, необходимо переработать более полутора тонн лепестков розы. Ладан, ароматическую смолу для церковных нужд, получают из сока ладанного дерева и босвелии священной, растущих в Восточной Африке. Мирра, смола для ароматических курений, получается из смолы деревьев рода каммифора, растущих в Эфиопии и Южной Аравии. Задача.

Задача №3. Объясните, как же передаются запахи?

Проблема загрязнений, связанных с твердыми взвешенными частицами, значительно более серьезна, чем думали о ней до последнего времени. Сейчас существует целый ряд приемов и методов борьбы с попаданием твердых взвесей в воздух. Для частиц больших размеров время пребывания в атмосфере относительно мало. Приводим размеры некоторых твердых взвешенных частиц, встречающихся в воздухе городов. Данные при­ведены по источнику

Частица

Радиус частицы, мм

Пыльца растений

20—60

Микроорганизмы и их споры

1 — 15

Сухой песок

200—2000

Угольная пыль

10—400

Цементная пыль

10—150

Удобрения

30—800

Асбест

10—200

 Задача №4.  Приведите примеры, когда мы встречаемся с движением взвешенных частиц. Что можно сказать о движении этих частиц?За последние десятилетия люди в корне изменили свой взгляд на леса Земли. И поняли, что лес — это не просто будущие дрова, доски, бревна, а одно из главных звеньев громадной природной цепи. Леса — легкие планеты, помогающие дышать всему живому. Один гектар леса за год очищает 18 миллионов кубических метров воздуха от углекислого газа, он поглощает 64 т других газов и пыли, поставляя взамен миллионы кубических метров кислорода.

Задача №5.Как происходит процесс очищения воздуха лесом.

 

Одни из самых экологически неблагополучных в России — города, выросшие вокруг индустриальных гигантов: Магнитогорск, Новокузнецк, Череповец, Норильск, Нижний Тагил. Огромные заводы, работающие по устаревшим технологиям, лишенные надежных очистных сооружений, от­равляют все живое на много километров вокруг себя. Ситуация усугубляется тем, что такие заводы невозможно просто взять и закрыть, — они являются единственным источником существования для большей части горожан. Людям приходится вдыхать отравленный воздух, потреблять загрязненную пищу и воду, работать во вредных условиях.

Задача №6. Почему же ядовитые вещества попадают в  пищу, воздух, воду и распространяются на большие расстояния?


 

 Прочитайте рассказ о небезопасных опытах, которые очень любил проводить в детстве Роберт Вуд.

 

Вместо пистонов и хлопушек

С раннего детства Роберт Вуд полюбил всяческие химические фокусы, которым он научился по старым книгам из шкафов отца. Он очень любил огонь - эта любовь у него осталась на всю жизнь, - и находил особенное удовольствие во взрывах и громких выстрелах. Впоследствии он стал авторитетом по части взрывчатых веществ.

Когда ему было около 15 лет, он узнал, что если бертолетову соль и серу смешать, завернуть в бумагу и ударить молотком, то получается грохот больше, чем от любых пистонов и хлопушек. Он решил устроить сюрприз к празднику Четвертого июля. Для этого он приготовил 20 фунтов состава и с помощью своего кузена Брэдли Девиса и соседского мальчика врыл в землю несколько столбов и устроил копер высотой в 10 футов, в котором тяжелая железная гиря, срывавшаяся с задержки при помощи длинного шнура, падала на старую наковальню. Когда они в первый раз испробовали это приспособление были жалобы, что «лошади в соседней конюшне чуть не разбежались от испуга, и во всех домах вокруг дребезжали стекла». Кроме этого, взрывной волной сорвало листья с малиновых кустов в саду его матери. Впоследствии все трое были серьезно наказаны родителями.

 

Ответьте на следующие вопросы:

1.    Как вы относитесь к поступку Роберта и его товарищей? Почему?

2.    Повлияли ли опыты Роберта в детстве на развитие впоследствии его экспериментаторских умений? Почему?

 

Задание. Составьте инструкцию по безопасному пользованию пиро­техническими игрушками.

 

 

Решение задач, ответы на вопросы и выполненное задание приносите в кабинет №27 (физика) до 25 октября 2009 года.

Ваши положительные отметки ждут вас!!!

Обновление заданий 16 октября 2009 года

Попова Мария Геннадьевна